Андреевская богадельня в Москве

Опубликовано ноября 15, 2015 в Приходские церкви в Земляном городе

Андреевская богадельня в Москве

Так как Андреевская богадельня одна из значительнейших в Москве и так как богадельни в быту русского народа играют значительную роль, то будет совершенно уместно кинуть беглый взгляд на учреждение первых приютов убожества и быта нищих до XVIII века в московском мире, где, по старой пословице, «никто с голода не умирал».

Пристанища убогих и увечных назывались богадельнями от слов «Бога деля», т. е. Бога для, ради. При церквах они отчасти заменили те общественные трапезы первенствующей церкви, кои, по духу своего учреждения, именовались «любовию», потому что христианская любовь и благочестие приносили туда для престарелых и болящих, убогих и сирых пищу, питие и другие дары, не принимаемые только от порочных и отлученных. Призрение нищих началось с устроением первого монастыря в сердце Москвы. В XVI веке богадельни уже были предметом внимания Собора и Судебника.

Деяния Московского собора в 1561 году гласят, что «милосердие христианское устроило во многих местах богадельни для недужных и старых, а злоупотребление ввело в них молодых и здоровых тунеядцев»; посему и определено было «изгнать последних и на место их ввести первых, поручив смотрение за богадельнями добрым священникам, людям градским и целовальникам, а к недужным приставить здравых строев и баб стряпчих».

Судебник царя Иоанна Васильевича повелевает «на монастырях жити нищим, которые питаются милостынею при церкви Божией. Из соборного узаконения 1557 года видно, что при великом князе Василии Иоанновиче давалась милостыня богадельням при церквах. До царствования Феодора Алексеевича корм, одежда и все потребное отпускалось на московские богадельни из Приказа Большого дворца.

Это показывает, что хотя богоугодные заведения и получали вспоможение от царской казны, но непосредственно состояли под покровительством церкви, которая уделяла им на пропитание часть из своих доходов. Над мужскими богадельнями поставлены были старосты, над женскими — старостихи, которые смотрели за порядком и благочинием. В некоторых из них воспитывались подкидыши и круглые сироты. Но были в Москве и патриаршие домовые богадельни, устроенные и со-держанные ими из домовой их казны.

Яндекс.Метрика