Церковь Св. Сергия, что на Ходынском поле

Опубликовано апреля 7, 2016 в Приходские церкви в Земляном городе

Церковь Св. Сергия, что на Ходынском поле

Троицы, что на Шаболовке. Шаболовская улица, идущая от Калужской площади до Камер-коллежского вала, получила название от направления к селу Шаболовка, которое в 1719 году принадлежало князю Долгорукову.

Первый деревянный храм Св. Троицы построен по благословению патриарха Адриана в 1691 году. Затем, в 1745 году, на средства секретаря Межевой канцелярии Василия Прокопьевича Булынина храм построен каменный, а иконостас в нем сооружен только в 1787 году. Колокольня построена в 1790 году на средства купчихи Наталии Михайловны Хрущовой. В 1840 году храм был возобновлен. В настоящее время в нем два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Николая чудотворца.

Св. Сергия, что на Ходынском поле (Лагерный). Храм этот сооружен на Ходынском поле для войск Московского округа и торжественно освящен 20 мая 1893 года. При храме три придела: во имя св. князя Александра Невского, св. Марии Магдалины и св. Николая чудотворца, в память чудесного избавления наследника цесаревича от покушения в Японии 29 апреля 1891 года. Так как храм по своему плану и мастерскому исполнению является весьма величественным, то и опишем его несколько подробнее.

Площадь храма занимает 67 кв. сажен, высота от пола до карниза около 16 аршин и купола от карниза — 9 аршин, а галереи — более 8 аршин. По оригинальности и изяществу исполнения работ особое внимание останавливает на себе купол: он утвержден на храмовых стенах и представляет собой многорядный восьмиугольник, постепенно суживающийся вверху до фонаря большой главы. В галерею ведут три входа: главный под звонницей с западной и два других—-с северной и южной сторон, а из галереи также три входа, с прекрасными по работе сосновыми полированными дверями, в русском стиле, ведут в главный придел храма, посвященный имени преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

Иконостас в храме четырехъярусный и представляет собой точную копию с иконостаса Большого Успенского собора в Москве; в нем из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращают на себя внимание; с северной стороны Царских врат, в особой сени, по образцу Успенского собора, Владимирская икона Богоматери, пожертвованная В. И. Байковым, и далее — св. Георгия Победоносца, пожертвованная московским городским головой К. В. Рукавишниковым; а с южной — Казанская икона Богоматери, пожертвованная архитектором, строителем храма И. П. Херодиновым. Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем — собора св. апостолов, в четвертом — ветхозаветных пророков и праведников; выше иконостас увенчан восьмиконечным золоченым крестом.

Перед св. алтарем устроена на возвышении в несколько ступеней солея из облицованного подольского мрамора, пожертвованного И. П. Елисеевым, огражденная железной бронзированной решеткой. По сторонам солеи — два прекрасной работы сосновых полированных клироса, выше которых помещены иконы: Богоматери «Скоропослушница» и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеимоновской в Москве часовни); рядом с этими иконами на южной стене находится драгоценнейшая и главнейшая святыня храма — древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная учрежденным собором Троицкой лавры. На левом клиросе находится икона Спаса Нерукотворенного (приношение В. В. Николаева), а рядом, по северной стене,— икона Иверской Богоматери (благословение Иверского афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращают; икона св. первоверховных апостолов Петра и Павла (приношение гг. офицеров и классных чиновников 1-го лейб-гренадерского Екатеринославского его величества полка), икона Христа ради юродивого Симеона и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы, пожертвованная подрядчиком С. А. Денисовым и его рабочими.

По углам храма, выше карниза, под парусами, в массивных киотах размещены изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращают на себя иконы, помещенные в приделах; Св. Николая — икона преподобного Сергия (в роскошном киоте) и икона св. Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев (икона эта пожертвована в храм известным странником Антонием), и в приделе Св. Александра Невского — икона этого святого, шитая бисером и шелками, работы графини А. А. Орловой-Чесменской, пожертвованная В. К. Попандопуло. В главном алтаре, на горнем месте, находится больших размеров картина «Преобряжение Господне», пожертвованная Н.П. Кавериным; по бокам этой священной картины помещены изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия, обе художественной работы.

В алтаре же находится богатая плащаница работы Г. Корнилова сыновей, пожертвованная И. Ф. Натрускиным. В главном приделе, между прочим, замечателен по изяществу работы свечной ящик из агрового дерева, пожертвованный подрядчиком-строителем С. А. Денисовым. Полы в храме и в его галереях — бетонные, паркетного типа, пожертвованы их производителем Н. П. Бирюковым. Масса света проникает в храм через громадные окна галереи, а также из нее и во втором ярусе. Наружная окраска храма исполнена безвозмездно подрядчиком И. П. Воробьевым. Купол и пять глав покрыты железом и увенчаны блестяще вызолоченными крестами. Крайне эффектная колокольня зиждется на массе колонн; в верхней части колокольни помещены с трех сторон башенные часы, пожертвованные П. К. Липинским, а ниже их помещаются колокола, пожертвованные: первый, в 63 пуда 2 фунта,— А. А. и А. Р. Андреевыми, второй, в 31 пуд 22 фунта,—Обществом хоругвеносцев храма Христа Спасителя, третий, в 15 пудов 11 фунтов,— Д. Б. Борисовым, четвертый, в 8 пудов 12 фунтов,—А. и Е. Кавериными и остальные четыре, общим весом 7 пудов 13 ½ фунта,— Г. Г. Исаковым.

Храм сооружен на доброхотные пожертвования, начало которым положено в 1887 году Н.П. Кавериным, пожертвовавшим вызолоченный иконостас, и В. Б. Глинским, внесшим на это дело 4 тысячи рублей. В 1891 году была образована для сбора пожертвований и стройки храма комиссия, в июле 1892 года совершена митрополичьим служением закладка, и менее чем в год храм, в котором давно ощущали потребность войска московского лагеря, готов.

Вся церковная утварь, напрестольные одежды и облачения для духовенства также пожертвованы. Особенно выделяется полное священническое облачение от командующего войсками генерал-адъютанта А. С. Костанды.

Яндекс.Метрика