Церковь Всех святых на Куляшках

Опубликовано января 5, 2015 в Церкви в Белом Городе

Церковь Всех святых на Куляшках

Церковь Всех святых на Куляшках. Находится близ Варварских ворот, на Солянке, в глубине Варварской площади. Она построена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения православных воинов, убиенных в Куликовской битве. Церковь воздвигнута немедленно по возвращении князя с Куликова поля в Москву.

По обветшании она в 1687 году перестроена и в обновленном виде существует по настоящее время, будучи исправлена несколько в 1845 году. Перед входом в церковь есть образ Всех святых большого размера, пред которым горит неугасимая лампада. Внутренность церкви тесна и явно представляет несовершенство зодчества того времени. Иконостас фигурно-резной, иконопись его старинная, утварь богата. При церкви приделы: Св. Николая чудотворца и Св. пророка Наума. Кроме этого, к церкви принадлежит чудотворная икона Божией Матери Боголюбской, находящаяся у Варварских ворот, в часовне со стороны площади.

Часовня построена в московском стиле эпохи Грозного. Башня же Варварских ворот сооружена в 1538 году, в правление Елены Глинской, матери Иоанна Грозного, и возобновлена в 1880 году. Внутреннее устройство башни как стратегическая техника прежних времен представляет много любопытного. Пушки были здесь расставлены в несколько ярусов, сообщение между коими производилось приставными лестницами. Башня, по-видимому, на целый этаж вросла в землю или, как объясняют, имела подвальный ярус пушечных амбразур, из которых стреляли ниже уровня почвы, вдоль рвов.

Тут, на Варварской площади, у Боголюбской часовни, в прошлом столетии разыгралась история, имевшая весьма печальные последствия. В 1771 году в Москве появилась чума. Умирало ежедневно до тысячи человек. Картина города была ужасающая: дома опустели, на улицах лежали непогребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными, и вот в ночь на 16 сентября в Москве вспыхнул бунт. Причина бунта была следующая. В начале сентября священник церкви Всех святых на Кулишках стал рассказывать будто о виденном сне одного фабричного: последнему привиделась во сне Богородица, которая сказала, что так как находящемуся на Варварских воротах ее образу вот уже более тридцати лет никто не пел молебнов и не ставил свечей, то Христос хотел послать на Москву каменный дождь, но Она умолила его и упросила послать на Москву только трехмесячный мор.

Этот фабричный поместился у Варварских ворот, собирал деньги на какую-то «всемирную свечу» и рассказывал свой чудесный сон. Толпы народа повалили к воротам, священники бросили свои церкви, расставили здесь аналои и стали служить молебны. Икона помещалась высоко над воротами: народ поставил лестницу, по которой и лазил, чтоб ставить свечи. Очень понятно, что проход и проезд был загроможден. Чтобы положить конец этим сборищам, весьма вредно действующим при эпидемиях, московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, успевший заслужить ненависть невежд искоренением разных злоупотреблений, велел запечатать кружки с деньгами и хотел снять самую икону.

В это время раздается набат, чернь бросается в Кремль, где, не найдя Амвросия, истребляет все, находившееся в его покоях, а на следующий день хватает его самого в Донском монастыре, где и убивает. Тело Амвросия лежало на улице весь день и ночь. На месте, где он был убит, воздвигли каменный крест. Благодаря генералу Еропкину бунт был прекращен. Трое главных убийц повешены; двенадцать человек, огласивших мнимое чудо, сослали на галеры; шестьдесят человек наказали кнутом и сослали на каторгу. В течение целого года покойного Амвросия поминали во все службы, а убийцам возглашалась анафема.

И с этих же дней вышел приказ прекратить набатный звон по церквам и ключи от колоколен иметь у священников. Объясним теперь слово «на Кулишках» (иногда говорят «на Кулижках»). В простонародье и доселе сенокосные равнины называются «кулигами». Весьма понятно, что на местах церквей, к которым прилагается слово «на Кулишках» (таких церквей еще есть две: Трех святителей близ Хитрова рынка и Богородице-рождественская на Солянке), находились сенокосные равнины.

Исторические факты о Забайкальском крае

Яндекс.Метрика