Главный престол Архангельского собора

Опубликовано декабря 23, 2016 в Соборы в кремле

Главный престол Архангельского собора

Внутри самого собора один только главный престол; придельных нет. В старину с южной стороны был придел Иоанна Лествичника, называвшийся также иногда во имя Иоанна Милостивого, а иногда Иоанна Предтечи.

Придел этот упразднен в начале прошлого столетия, и теперь находится здесь только один прямой иконостас по стене с древними иконами. Он носит название южного придела. Еще ранее по западной стене собора, на галереях, где некогда царицы и царевны слушали божественную службу или находились при отправлении панихид, было еще четыре придела: Обновления храма Христа Спасителя, или Воскресения Словущего, Андрея Критского, Апостола Акилы и Симеона Столпника. Два из этих приделов: Воскресения Словущего и Апостола Акилы были устроены еще при первоначальном соборе великим князем Иоанном III в 1471 году в память Шелонской битвы. В одной линии с алтарем пристроены, вероятно в позднейшее время, две отдельные церкви: у юго-восточного утла собора— во имя Иоанна Предтечи, об стену с южным приделом, у северо-восточного же — во имя Покрова Божией Матери. Обе эти придельные церкви весьма небольшие, одноглавые, с особыми входами с площади.

Иконостас собора — во всю вышину храма — прямой, украшенный внизу резьбою, устроен, вместо прежнего, в 1680-м и 1681 годах. Нижний ярус его вмещает в себе восемь местных древних икон корсунского письма, в богатых золотых и серебряных окладах: с правой стороны Царских врат — Спасителя, сидящего на престоле, архангела Михаила, Иоанна Предтечи и Николая чудотворца, с левой — Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, в сиянии. Икона эта в явлениях Богородицы названа «Что тя наречем?», а также и «Благодатное Небо».

Она, по преданию, принесена в Москву в конце XIV века Софьею Витовтовною, супругою великого князя Василия II. Далее иконы Благовещения Богоматери, Василия Великого и Феодора Стратилата. Ниже и выше этих икон, вместо пелен, изображены евангельские притчи. В остальных ярусах иконостаса помещаются также древние иконы, но без окладов: во втором — всех двунадесятых праздников, в третьем — Всемилостивого Спаса с Богородицею, архангелами и ангелами, а в четвертом — пророков и праотцев, окружающих изображение Божией Матери, украшенное драгоценными камнями. Над этим ярусом, в самом верху, Распятие с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом. Над северными дверьми образ Тихвинской Божией Матери, в драгоценных каменьях и жемчугах, замечательный тем, что он принадлежал матери св.

Димитрия-царевича Марии Федоровне. Как стены внутри собора, сверху донизу, так и своды, равно и четыре круглые огромные столпа, их поддерживающие, покрыты сплошною живописью по известке, расположенною горизонтальными рядами: вверху по стенам и на сводах помещены изображения святых, а по столпам одиннадцать портрете» во весь рост государей, погребенных в соборе, а частью и живших прежде и после построения его. По трем стенам собора, над рядами гробниц, в нижнем ярусе, изображены в рост же почти все здесь погребенные удельные князья, начиная с Иоанна Качиты. Стены главного алтаря и южного придела также покрыты сплошь изображениями угодников Божиих, митрополитов русских и проч.

Яндекс.Метрика