Колокольня Чудова монастыря

Опубликовано декабря 22, 2016 в Кремлевские монастыри

Колокольня Чудова монастыря

На монастырской колокольне, устроенной митрополитом Платоном в 1779 году во время и других исправлений в монастыре, считаются замечательными два колокола: Большой и Полиелейный.

Сделанные на этих колоколах надписи свидегельствуют, что первый, Большой, колокол отлит мастером Кириллом Сомовым в 1634 году но повелению царя Михаила Федоровича для соборной церкви Успения Богородицы и святых чудотворцев Леонтия, Исаии и Игнатия в Ростове. на память блаженной памяти родителя своего Филарета Никитича. Колокол этот перелит с значительною прибавкою меди при упомянутом митрополите Платоне. Второй колокол. Полиелейный, отлит в 1727 году при архимандрите Беляеве.

Нельзя не упомянуть и о том, что в Чудовом монастыре император Николай Павлович торжествовал перву ю свою победу над персиянами. Трофеи, взятые у кызылбашей, препровождены из Петербурга в Чудов монастырь 21 ноября 1826 года, которые и находятся в Лхексеевской церкви по настоящее время.

Не надо забывать еще, что Чудов монастырь был рассадником духовного просвещения. Здесь помещалась патриаршая школа. Сюда приглашен был Максим Грек для разбора рукописей в 1506 году. Здесь был архимандритом Павел, возвышавшийся своею ученостью перед всеми современниками2. Здесь был ученый иеромонах Евфимий, принадлежавший к ученому братству составителей и переводчиков книг, основанному при царе Алексее Михайловиче боярином Ртищевым.

Здесь состоял учителем патриаршей школы Епифаний Славинецкий, воспитанник Киевской академии, находившийся до призвания в Москву иеромонахом Киево-Печерского монастыря. Епифаний отличался сведениями в литературе греческой и латинской и составил полный лексикон греко-славяно-латинский. Этот лексикон доселе сохраняется в Московской патриаршей библиотеке. Наши предки про этого ученого говорили:

«Епифаний Славинецкий, муж многоученый, аще кто ин таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самые феологии известный бысть испытатель и искуснейший рассудитель, и опасный протолковник Эллинского, Славянского и Польского языков».

До 1833 года в Чудовом монастыре, в его флигелях, помещалась Московская духовная консистория. Это присутственное место, производящее духовный суд, образовано в 1744 году из духовной дикастерии, занимавшей на Синодальном дворе в Кремле место Судного приказа. При архиепископе московском Платоне Малиновском консистория оттуда переведена в Чудов монастырь, а уже из Чудова монастыря в 1833 году на Рязанское Старое подворье.

Яндекс.Метрика