Лобное место

Опубликовано июня 10, 2014 в Лобное место

Лобное место

Впервые Лобное место упоминается в нашей истории именно при том случае, когда царь Иоанн Васильевич просил прощения у земли Русской и обещал быть судьей и обороной своих подданных, и с этих пор оно делается священным местом для народа.

Почему оно названо Лобным?

По словам г. Снегирева, в этом памятнике и названии представляется нам подобие иерусалимского Лобного, или Крайнева, места, Голгофы, и значение еврейской Гаввафы, или Лифостротона, т. е. возвышения, вымощенного камнем. На последней там объявляли приговор обвиненному, а на первом исполняли. В московском Лобном месте соединено значение иерусалимского Краниева места и Лифостротона, так как оно, как подобие крестного жертвенника, освящалось молебствиями и благословениями святителей и вместе было судейским трибуналом, царским троном и кафедрой.

В святом граде оно заимствовало свое имя, как полагают, или от сходства холма со лбом, кранием (черепом человеческим), или от поверженных там черепов, или, по преданию всего Востока, от Адамовой головы, там погребенной. В Москве оно сооружено на взлобье горы, у позорища казней, где также валялись лбы (головы) преступников. Как в Иерусалиме Лобное место возвышалось пред одними из шести ворот городских, за которыми, по исконному обычаю на Востоке, исполнялись приговоры суда, так и в Москве оно сооружено пред одними из шести главных ворот Кремля. Тут очевидно подражание святым местам Иерусалима, так как московские великие князья и цари, получая сведения о святых местах святого города, хотели и в своей столице видеть подобие и название таких памятников.

При первом взгляде на Лобное место является вопрос: когда и по какому случаю сооружено оно в Москве, среди городского торга?

История не дает на это решительного ответа. Но, надо полагать, оно создалось самим народом, который сыздавна привык решать свои дела на торгах. Вероятно, там не раз сбирался народ на вече, как это было, например, в 1382 году при нашествии Тохтамыша, когда великий князь выбыл из Москвы набирать войско и народу пришлось решать судьбу свою большинством голосов. Чтобы говорить кому-нибудь к народу, необходимо было возвышенное место — и это возвышенное место соорулилось.

Лобное место именуется иногда в старинных актах Царевым. Это, без сомнения, потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением воли Божией. Таким образом, Лобное место бывало свидетелем сближения царя с народом: на него восходил государь, чтобы говорить со своими подданными. Это была царская кафера, царский трибунал.

Яндекс.Метрика