Московская городская дума

Опубликовано июля 5, 2015 в Замечательные здания в Белом Городе

Московская городская дума

Московская городская дума. Новое, прекрасное во всех отношениях здание на Воскресенской площади. Открыто 1 мая 1892 года. Нельзя пройти молчанием и Колымажный, или Конюшенный, двор, хотя он уже и не существует. Но местность, где он находился, и доселе называется «у Колымажного двора». Двор был расположен близ Пречистенских ворот, напротив церкви Антипы мученика, именующейся «у Колымажного двора».

Здание было построено при царе Алексее Михайловиче и называлось Колымажным потому, что в нем стояли царские экипажи, из которых главной была колымага — нечто похожее на польскую бричку и карету вместе.

Здесь совершенно уместно сообщить кое-что о древних наших экипажах.

В глубокую старину у предков наших для лета были только телеги, а для зимы — сани. Потом вошли в употребление колымага и возок; но в них ездили только царь и придворные. Запрягали в эти экипажи по 6 и по 8 лошадей. Чтобы иметь понятие о тогдашних возках, достаточно описать возок, подаренный царем Борисом Годуновым ехавшему в Москву жениху дочери его датскому принцу Иоанну:

«Возок везли 6 лошадей серых; шлеи на них червчатые; у возку железо посребрено, покрыт лако-лазоревым сафьяном, а в нем обито камкой пестрой; подушки в нем лазоревы и червчаты, а по сторонам писан золотом и разными красками, колеса и дышло крашены».

Некоторые иностранные государя присылали нашим царям в подарок экипажи. Английская королева Елизавета прислала Борису Годунову карету, обитую бархатом. Замечательна была также карета, в которой в 1606 году въезжала в Москву невеста Лжедимитрия Марина Мнишек; снаружи карета была обита алым сукном, а внутри красным бархатом; подушки были парчовые, унизанные жемчугом. Драгоценный экипаж этот был запряжен 12 чубарыми лошадьми, так искусно подобранными, что, несмотря на пестроту шерсти, их нельзя было отличить одну от другой.

Московская городская дума

В последствии времени предки наши обзавелись каретами, стали роскошничать в своих блестящих выездах по городу и наконец дошли до безобразного величия. Тогда царь Феодор Алексеевич, заметив «непорядок в экипажах», в 1682 году отдал приказ: «С сего времени впредь боярам и окольничим и думным людям ездить в город или кто куда похочет, в летнее время в каретах, а в зимнее — в санях на двух лошадях; боярам же в праздничные дни ездить в каретах и в санях на четырех лошадях, а где им доведется быть на сговорах и на свадьбах, и им ездить на шести лошадях; спальникам же, стольникам, стряпчим и дворянам ездить в зимнее время в санях на одной лошади, а в летнее —верхами, а в каретах и в санях на двух лошадях вам никому не ездить».

При Петре Великом большею частью ездили в одноколках, а наемных карет почти не было: при кончине Петра в Петербурге оказалась одна только карета. После Петра некоторые из вельмож снова начали щеголять экипажами, и из-за границы было много привезено карст, которые послужили образцами для нынешних. Образцы старинных колымаг и возков можно видеть в Оружейной палате.

Яндекс.Метрика