Мрачные буйства стрельцов в Кремле

Опубликовано декабря 17, 2016 в Историческая мозаика

Мрачные буйства стрельцов в Кремле

При царе Федоре Алексеевиче московские церкви стали разделяться на сорока, или заказы. Сороков было шесть: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий.

В первом сороке было 136 церквей и, кроме того, не считавшихся в этом сороке 23. Во втором 210. В третьем 176. В четвертом 150. В пятом 117. В шестом 44, да придельных и домовых церквей 87, итого во всех сороках 943 церкви, в том числе во имя св. Николая чудотворца церквей соборных, монастырских, придельных и домовых 128.

Благодаря проискам царевны Софьи, желавшей по смерти брата Федора захватить в руки власть, Кремль видел в своих стенах мрачные буйства стрельцов, разразившиеся многими убийствами: стольника Салтыкова с отцом, боевого воеводы Ромодановского, любимца царя Феодора — Языкова, доктора Гадена, Ивана и Афанасия Нарышкиных и, наконец, знаменитого Артамона Сергеевича Матвеева, родственника царицы Натальи Кирилловны.

В Кремле же, в Грановитой палате, произошел 5 июля 1682 года и безобразный спор раскольников с православными, коноводом которого был расстрига Никита Пустосвят, вскоре затем казненный.

В той же палате при правительнице Софье Алексеевне торжественно были принимаемы послы польские и шведские, а в 1686 году москвичи впервые увидали царевну Софью, участвовавшую в торжественном шествии государей Ивана и Петра Алексеевичей по случаю перенесения мощей святителя Алексия из церкви Архангела Михаила в новую церковь во имя того же святителя в Чудовом монастыре.

Это было не в обычае того времени: в подобных случаях, т. е. в подобных всенародных шествиях, даже царицы никогда прежде не участвовали. При большом звоне во все колокола Софья вышла вместе с обоими государями из дворца и прошла с ними в Чудов монастырь.

Здесь она стояла во время службы подле них, а когда цари понесли угодника вместе с патриархом, она одна из всего царского семейства следовала за ними. С этих пор она не пропускала уже ни одного торжества или крестного хода, чтобы не показаться народу. Этим она старалась достичь того, чтобы народ привыкал смотреть на нее как на свою царицу.

Яндекс.Метрика