Новгородская икона Знамения

Опубликовано июля 20, 2014 в Монастыри в Китай-городе

Новгородская икона Знамения

В тереме палаты Романовых находятся точные списки с портретов царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Кроме того, две картины, изображающие:

1) московское посольство с крестным ходом в Кострому к Михаилу Феодоровичу, умоляющее его принять бразды правления осиротевшим государством, а матерь его благословить сына на царств.

2) торжественную народную встречу Михаила Феодоровича Романова в Сретенских воротах.

В опочивальне есть еще замечательный старинный портрет царя Алексея Михайловича. Тут же находятся зеркала, которые употреблялись в гаданиях о Святках: в них гляделись боярыни и боярышни и оглядывали свои наряды на себе. Подле зеркал разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурьмил, серьги, перстни, опахала и т. п.

Подклеть, или нижнее жилье, напоминает старинное боярское хозяйство. Тут помещается поварня, или стряпущая, с русской печью и старинной кухонной утварью: кувшины, кунганы, братины, ендовы, фляги, жбаны медные и железные с разными надписями.

В подвальный этаж, или погребье, ведет широкая каменная лестница: по ней вкатывали и спускали в медушу бочки с фряжскими винами, пивом, медом и квасом.

Из этого краткого описания устройства Палаты бояр Романовых можно составить себе некоторое понятие о всем домашнем обиходе нашего древнего боярина. Но этот боярский памятник имеет для нас значение более важное, нежели остаток древности: он дорог сердцу каждого русского как колыбель, как место рождения родоначальника нашего царственного дома Романовых.

Скажем теперь несколько слов по поводу того, почему именно икона Знамения Пресвятой Богородицы была особенно почитаема в доме бояр Романовых.

Изображение Пресвятой Богоматери с воздетыми в молении дланями относится к первым векам христианства. Наименование же икон молящейся Богоматери с Предвечным Младенцем Знаменскими восходит не ранее конца XII века, когда Пресвятой Матери Господа угодно было явить своею иконою чудо избавления Новгорода от врагов. Это произошло в 1170 году, 25 февраля. Суздальцы ворвались в пределы новгородские и осадили самый Новгород. Осажденные, по мысли архиепископа Иоанна, взнесли икону Пресвятой Богоматери на городскую стену. Суздальцы пускают на стены тучи стрел. Одна из них ударила в святую икону, и лик Богоматери обратился к городу: слезы капали из очей Пречистой и были принимаемы на фелонь Иоанном. На суздальцев напал ужас, и они бежали. Новгородцы довершили поражение врагов.

Родоначальники будущих царей избрали Царицу Небесную своей ходатаицею в новгородской иконе Знамения ее потому, что в роде их, как говорит предание, «было от сея иконы знамение». Кроме того, служебная деятельность предков царствующего дома неоднократно обращаема была к Новгороду и его пределам. Еще во времена великого князя Василия Димитриевича боярин Федор Андреевич Камбила был наместником новгородским. Затем во время княжения Иоанна III Юрий и Яков Захарьевичи долго (первый не менее 20 лет) с честью служат в должности наместников новгородских. Наконец, Никита Романович также был наместником новгородским и со славой участвовал в войнах против шведов, литовцев и рыцарей ливонских. Не надо забывать и того, что в 1612 году, 27 ноября, т.е. в день праздника Знамения Богородицы, пределы России совершенно очищены от врагов. Это обстоятельство как знаменательное отмечено и современными летописцами. Замечательно и то, что под грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича из трех сохранившихся архиепископских печатей две с изображением Знамения.

Из всего сказанного понятно, почему именно икона Знамения Пресвятой Богородицы чтилась в доме Романовых.

Яндекс.Метрика