Новодевичий женский монастырь

Опубликовано сентября 22, 2015 в Монастыри в Земляном городе

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь находится между Москвой-рекой и Девичьим полем, против Воробьевых гор. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем в память знаменитого в нашей истории события — взятия Смоленска и присоединения его к России.

Великая княгиня София, супруга Василия Димитриевича, была в 1398 году в Смоленске для свидания с отцом своим великим князем Витовтом и при возвращении в Москву между прочими дарами благословлена от него иконою Смоленской Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»). Древний и чудотворный этот образ находился с тех пор в московском Благовещенском соборе, в иконостасе, подле Царских врат; а чрез 58 лет после того, по просьбе смоленского епископа Михаила, бывшего в свите посольства от польского короля Казимира к великому князю Василию III, святыня эта возвращена в Смоленск, а список с нес оставлен в Благовещенском соборе. 28 июля 1456 года настоящую икону с торжественным крестным ходом сам великий князь с детьми, митрополит св. Иона с духовенством и народ проводили до бывшего тогда в предместий Москвы Саввина монастыря. В воспоминание этого события и установлен крестный ход в 28-й день июля, совершаемый и по настоящее время.

Когда в 1514 году древний русский город Смоленск, бывший более ста лет под властно Литвы, возвращен великим князем Василием Иоанновичем, тогда великий князь, в знак благодарности ко Всевышнему за таковой успех своего оружия, предпринял намерение соорудить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери и монастырь на том месте, до которого та икона дедом его была сопровождена. Вследствие чего обитель основана в 1524 году, и на построение ее выдано из собственной великокняжеской казны 3000 рублей, а по совершении окончания построения, в следующем, 1525 году, 28 июля, с обычным крестным ходом перенесен в монастырь из Благовещенского собора список с чудотворного образа.

Первая настоятельница этого монастыря, схимонахиня Елена, имела прозвание Девочкина. О том значится и в надписи на внешней церкви монастыря. Но этому случаю, полагают, и монастырь наименован Девичьим. Есть еще предание, скорее всего недостоверное, будто во время татарщины баскаки, или монгольские сборщики податей и вместе соглядатаи за нашими великими князьями, собирая вместе с денежною данью особенную дань с России девицами для отсылки их к своим ханам, выводили на нынешнее Девичье поле множество прекрасных девиц и из числа их делали выбор прекраснейших, чтобы послать их в Золотую Орду, и с того времени это поле будто и называлось Девичьим, а по нем наименовался и монастырь. Вероятнее всего, что этот монастырь, будучи назначен для обитания девиц и будучи новым, и назван Новодевичьим.

Много лет спустя после основания монастыря, во время польско-литовского нашествия, Новодевичий монастырь, обнесенный оградою, валом и рвами, служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. Когда ополчение заняло Белый город, Новодевичий монастырь был отбит у поляков, но затем поляки снова его заняли и оставались там, пока Пожарский не очистил Москвы от неприятеля. Со вступлением на престол Михаила Феодоровича монастырь был восстановлен и укреплен, и старицы, выведенные во владимирские монастыри, возвращены на свои прежние места. Цари Михаил, Алексей и Феодор обогатили Новодевичий монастырь вотчинами и богатыми вкладами. Накануне праздника Смоленской Божией Матери они останавливались перед монастырем шатрами, слушали в нем вечерню, всенощную и обедню, потом обедали в своем шатре, а монахинь угощали обильным столом в самой обители.

Между монастырскими зданиями главное место занимает собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, сходный по своей архитектуре с Успенским и Архангельским соборами. Строителем его предполагают Алевиза Фрязнна, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены: царица Евдокия Феодоровна, царевна София, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Иоанна Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви. Трапезная, теплая, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре.

Главный престол в честь Успения Божией Матери освящен в 1687 году. Больничная, во имя св. Амвросия Медиоланского. Трехъярусная церковь Преображения, над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божией Матери, над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквам принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Кроме чудотворной иконы Смоленской Божией Матери в монастыре находятся местночтимые иконы Божией Матери Новгородской и мученицы Параскевы. Затем целая кисть руки мощей мученицы Феодосии, камень, которым был убит первомученик архидиакон Стефан и древняя особо чтимая Христова Плащаница. 9 октября, в день апостола Иакова Алфеева, во имя коего в одной из монастырских церквей имеется придел, в память освобождения обители от неприятелей в 1812 году, совершается ежегодно вокруг стен крестный ход. Надо заметить, что в 1812 году монастырь потерпел, в сравнении с другими обителями, весьма немного и, по приказанию Мюрата, служба Божия в соборе не прекращалась; но пред выходом неприятелей из Москвы монастырю грозило ужаснейшее бедствие: французы приставили горящие фитили к выходам под собором, под колокольнею и в других местах, где положено было значительное количество пороха,— и только одна неустрашимость казначеи Сарры и других монахинь спасла обитель от взрыва и совершенного разрушения.

Монастырь этот богат и другими историческими событиями. В 1563 году здесь приняла иночество вдова брата царя Иоанна IV Иулиания. Здесь постриглась в иночество царица Ирина Феодоровна. Здесь пребывал Борис Годунов в ожидании русского престола, который он потом и получил. Здесь жила четыре года супруга Петра Евдокия Феодоровна. Здесь, наконец, была пострижена честолюбивая сестра Петра София под именем Сусанны и тут же кончила жизнь свою в 1704 году.

В Новодевичьем монастыре было при Петре Великом учреждено заведение для приема и содержания подкидышей и беспризорных детей, коих в 1725 году находилось тут более 250. В последствии времени заведение это. можно сказать, зародыш Воспитательного дома, было уничтожено.
В стенах монастыря находится старинное кладбище, где упокоилось немало доблестных людей Русского государства.

Яндекс.Метрика