Новоспасский мужской монастырь

Опубликовано сентября 22, 2015 в Монастыри в Земляном городе

Новоспасский мужской монастырь

Новоспасский мужской монастырь расположен на высоком берегу Москвы-реки, за Таганскою площадью. Первоначальное основание обители положено в XIII веке на том месте, где ныне Данилов монастырь, первым московским князем Даниилом Александровичем, когда Москва едва возникла из ничтожества и Русь находилась под владычеством татар: когда же Москва сделалась столицею великокняжескою, тогда Спасский монастырь переведен был Иоанном Калитою к собору Спаса на Бору в Детинец (нынешний Кремль), откуда чрез 160 лет, в 1490 году, по освобождении России от ига татарского, перенесен великим князем Иоанном III с именем Спаса Нового на нынешнее место, на берег Москвы-реки.

При своем основании монастырь отличался простотой и незначительностью своих построек; но с годами здания его приняли огромные размеры. В настоящее время монастырь представляет нечто прекрасное и величественное. Особенно обращает на себя внимание колокольня. Она четырехэтажная в 33 сажени 2 аршина вышиной, изящной архитектуры; она начата постройкою на монастырский счет в 1759 году и окончена в 1785 году с помощью выданной по указу императрицы Екатерины II суммы в 20 тысяч рублей. Все строение колокольни обошлось по тогдашним ценам в 80 тысяч рублей. Существовавшая же прежде шатровая колокольня, имевшая в верхнем ярусе боевые часы, была построена патриархом Филаретом в 1620 году и по ветхости сломана в 1787-м.

На этой колокольне был храм во имя Саввы Освященного, сооруженный в 1622 году Филаретом же в память освобождения из польского плена, случившегося в день этого святого. Престол этот находится теперь при церкви Покрова Богородицы. Ограда монастыря первоначально устроена была бревенчатая с бойницами в 1571 году и часто приводима была в оборонительное положение: так было это при нападении Девлет-Гирея, Казы-Гирея и затем во времена польско-литовского нашествия. Нынешние каменные стены, окружающие монастырь на пространстве 367 сажен и имеющие вышину 3'/2 сажени, построены в 1640—1642 годах иждивением царя Михаила Феодоровича и матери его инокини Марфы Иоанновны и снабжены башнями и стрельницами.

Два больших московских пожара, в 1737-м и 1747 годах, много повредили зданиям обители; но она вскоре щедротами царей и доброхотных дателей приводима была опять в прежнее состояние. В 1812 году обитель также сгорела и разграблена, причем упали и разбились два колокола в 1000 и 425 пудов.

Патриарх Филарет любил эту обитель, и потому она сделалась родовым кладбищем фамилии Романовых, и в царских грамотах XVII века она называется пресловутою и великою обителью, первостатейным, дворцовым, царским и комнатным монастырем. Это последнее наименование придано монастырю даже и в указах императрицы Елизаветы Петровны. При вступлении на престол царя Михаила Феодоровича, монастырь этот исключительно находился в ведении Приказа Большого дворца. Здесь прежде существовали и царские чертоги, уничтоженные в начале XVIII века. В них, по преданию, иногда пребывала великая инокини Марфа Иоанновна. В бедственную годину Самозванцев монастырь был
опустошен. Царь Михаил Фсодорович, возобновив его и снабдив богатыми вкладами, вотчинами и другими угодьями, положил первое основание нынешнему благосостоянию монастыря.

В настоящее время в монастыре пять церквей:

собор Преображения Господня, собор Покрова Богородицы, Знамения Богородицы, Николая чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Собор Преображения Господня — пятиглавый, величественный храм византийско-русского зодчества.

Первоначально он построен при великом князе Иоанне III в 1491 году и освящен 18 сентября 1497 года; потом, за теснотою и ветхостью, церковь разобрана, и на том же месте сооружена нынешняя в 1645 году иждивением царя Михаила Феодоровича и матери его Марфы Иоанновны; что же касается внутреннего украшения, образов и утвари, то все это пожаловано царем Алексеем Михайловичем. При нем же собор и освящен 19 сентября 1647 года тогдашним архимандритом монастыря Никоном. Через 40 лет после того, собор снова украшен стенным писанием и после этого освящен 5 августа 1689 года, при царях Петре и Иоанне.

На стенах собора, между прочим, изображены все русские государи от св. Ольги до Алексея Михайловича, все цари израильские и греческие мудрецы, подобно как в Благовещенском соборе. В 1837 году живопись эта была возобновлена. Между прочими святынями этого храма в серебряном ковчеге хранится часть Ризы Господней и много частиц мощей разных угодников. Церковь Покрова Богородицы, теплая, с трапезою, построена по повелению царя Алексея Михайловича в 1673 году и освящена в 1675 году. В новейшее время церковь эта великолепно отделана и вновь освящена в 1822 году. Здесь три придела: Св. Димитрия Ростовского, устроенный в 1757 году. Великомученицы Варвары—в 1758 году и Саввы Освященного, сооруженный в 1843 году.

Церковь Знамения Богородицы, вместо древней, ветхой, перестроена вновь в 1793 году архитектором Назаровым и освящена в 1795 году. Она двухъярусная, престол ее помещен на хорах, а внизу усыпальница, или склеп, для фамилии Шереметевых. Здесь в особой палатке, под алтарем, находятся могилы четырех братьев патриарха Филарета, бояр Романовых: Василия, Александра, Михаила и Ивана Никитичей, несчастных жертв политики Годунова, которых тела возвращены в Москву Самозванцем. Церковь Николая чудотворца с больничными кельями построена в 1652 году князем Яковом Черкасским.

С тех пор эта церковь была возобновляема трижды: в 1734-м, в 1813-м, причем главный престол переименован в честь Саввы Освященного, а Николаевский оставлен придельным, и в 1849 году при последнем возобновлении сооружен еще придел Нерукотворенного Спасова Образа, освященный 6 октября 1840 года. Местный Спасов образ принадлежал прежде императрице Елизавете Петровне и от нее дан в благословение графине Гендриковой, которая отказала его сюда. Церковь Преподобного Сергия Радонежского находится в среднем ярусе колокольни; она устроена на частные средства в 1787 году и вновь отделана и украшена в 1822 году.

Ризница монастыря наполнена сокровищами, между которыми хранятся три напрестольных креста, украшенных драгоценными камнями и жемчугом: один золотой с мощами разных святых — дар царя Федора Алексеевича, другой тоже золотой, в котором находится капля крови Спасителя, и третий — резной из пальмы, весьма искусной греческой работы. Шесть напрестольных, весьма богатых, Евангелий, митры, облачения, плащаницы, одна из них — дар царя Михаила Федоровича.

В Преображенском соборе обращает на себя внимание путевая икона Марфы Иоанновны, именуемая «Умиление», которая, по мнению знатоков, принадлежит к произведениям Андрея Рублева.

Под этим собором погребены: мать царя Михаила Федоровича инокиня Марфа, царевна Ирина Михайловна, княгиня Татьяна Федоровна Катырева, родная сестра царя Михаила, и четыре его брага, умершие в младенчестве; затем боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец патриарха Филарета, и другие. Под Знаменской церковью тоже погребены многие знаменитые особы. Между архимандритами Новоспасского монастыря замечательны: Иов, бывший потом первым патриархом, знаменитый Никон и Питирим, также патриархи, и покойный Филарет (Дроздов), митрополит Московский. На правах ставропигии (находится в ведомстве Св. Синода) монастырь находится с 1745 года.

Яндекс.Метрика