Образец стародавнего боярского быта

Опубликовано июля 20, 2014 в Монастыри в Китай-городе

Образец стародавнего боярского быта

Возобновленная Палата Романовых представляет точный образец стародавнего боярского быта, и, обозревая ее, можно составить полное понятие о тогдашнем образе жизни бояр, их домашнем быте и обиходе. Это едва ли не единственный такого рода памятник во всей России.

Своеобразное здание это построено в четыре яруса. На Варварскую улицу, как и прежде, оно выступает только одним ярусом, а остальные во двор, так как в старину хоромы всегда строились окнами на двор. В среднем жилье Палаты пристроено висячее крыльцо, или балкон-глядельня. Над ним герб Романовых: крылатый грифон, держащий в одной лапе меч, в другой щит — наступательное и оборонительное оружие. Палата состоит из четырех частей:

1.    Подвальный ярус, или так называемое в древности погреби, с ледником и медушей.

2.    Нижний ярус, или подклетье, с людской, кладовой и приспешней, или поварней.

3.    Средний ярус, или жилье, с сенями, девичьей, детской, крестовой, молельной и боярской комнатами.

4.    Четвертый ярус — чердаки, или терем, с вышкою и светлицею.

Все эти покои соединяются однопольными дверями из дубового дерева и потаенными лестницами.
Из этого размещения видно, что в древности наши бояре, несмотря на свое богатство, довольствовались укромным жилищем и в тесном кругу своего семейства находили покой и удовольствие.

Самый любопытный ярус — средний. В нем было жилье «царских пресветлых прародителей, и в нем пять покоев». Крестовая палата имелась в каждом боярском доме. Крестовой она называлась потому, что в ней правились священниками «кресты» на первой и последней неделях Великого поста, даже иногда и весь Великий пост у особенно благочестивых людей: здесь служили утрени, часы и вечерни, здесь хозяин принимал священников с крестом о Рождестве, Святой неделе и в другие праздники, здесь, наконец, пели молебны и служили панихиды. На богомолье в крестовую собирались все домашние. В палате этой свод стрельчатый, с расписанными подлинными грамотами царя Михаила Феодоровича. Окна с древней слюдяной оконницей. В переднем, или святом, углу стоит древний образ Спасителя, сидящего на престоле. Посреди палаты стол, покрытый богатой персидской тканью, при нем два кресла. Вдоль стены — деревянные лавки. У одной из стен горка, или постав, за стеклами с золотой и серебряной посудой, принадлежавшей боярам Романовым: тут стоят золотые и серебряные блюда, ковши, кубки, чарки для водки, братины, стопы, сулеи, достаканы и наконец серебряная с кровлей солоница патриарха Филарета Никитича Романова. Такая посуда переходила от отца к сыну и хранилась как святыня. На парадных обеденных столах она ставилась горкой и почасту пирующие пивали из нее меды и вина — оттого произошла и поговорка: «Пир горой». В старину посуда, кроме обыкновенного своего назначения, имела еще значение государственное: орденов тогда не было, и цари наши жаловали подданных за заслуги и доблести, или, как называлось,— за дородство, осадное сидение, за радение казне и за посольскую службу — серебряными и золотыми ковшами и кубками. На этих утварях надписывалось по царскому повелению: «Государская милость» (на имя того, кому она жаловалась) и вычеканивался российский герб.

Из этой горницы, житья, идут две Двери: одна в молельню, где, следуя заветному обычаю предков, бояре начинали и оканчивали свой день утренними и вечерними молитвами. Из молельной низенькая дверь ведет в боярскую комнату с четырьмя окнами. Здесь стоят дубовые кресла и столы, на одном из них серебряная печать бояр Романовых, три медные чернильницы, подсвечники, складной гребень из слоновой кости с двуглавым орлом и несколько старинных книг. На стоянце — владетельная булава царя Михаила Феодоровича с лазоревым камнем на верхушке, его посохи, сабля и щит из единороговой кожи, украшенный драгоценными камнями. Тут же собрание разных боярских вещей: столовые часы, чарки, чернильницы дорожные. На стене висит кафтан из шелковой ткани, подле него старинные моржовые сапоги с острыми носками, высокие каблуки их подбиты железными гвоздями с остроконечными шляпками. В этой же палате живописная печь на ножках из изразцов. На карелях изображены разные фигуры вроде загадок. Так, на одном кареле представлены две птицы с надписью: «Верность нас соединяет», на другом — черепаха с изречением: «Свой дом лучше всех».

Детская и девичья состоят из двух маленьких покоев. В детской стоит колыбель и хранятся свивальник, подушечки, куклы, убранные жемчугом и самоцветными камнями; повязка и черевики мамушки. На одном столе поставлен древний медный кунган с надписью: «Кунган добра человека, из него на здравие пить» Подле детской — девичья, где жили сенные девушки, а с ними и мамушка. Из девичьей потаенная лестница ведет в терем. Слово «терем» произошло от греческого слова, означающего верхний покой для женщин, которые в старину жили постоянно точно в тюрьме, в заточении, оттого и поговорка: «В клетках птицы, а в теремах девицы». Женский пол в то время содержался очень строго: жена была во всем подневольна своему мужу. С воцарением Петра отношения мужа и жены изменились.

Яндекс.Метрика