Освящение заиконоспасского монастыря в присутствии императрицы Елизаветы Петровны

Опубликовано июня 26, 2014 в Монастыри в Китай-городе

Освящение заиконоспасского монастыря в присутствии императрицы Елизаветы Петровны

Известный в летописях Москвы пожар, бывший в 1737 году, в Троицын день, истребил верхний храм собора. Но этот храм через пять лет был возобновлен и освящен 15 июля 1742 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, о чем и свидетельствует надпись, находящаяся над северными дверями храма. Другая подобная же надпись, находящаяся над южными дверями, свидетельствует о новом возобновлении храма в 1851 году, 15 июля.

Храм этот богато украшен живописью из событий ветхозаветной и новозаветной истории и архитектурными украшениями. Свет в храм обильно проникает из стеклянной галереи. Стенная живопись делана по голубому фону. Позади левого клироса, у стены, возвышается церковная кафедра в форме столпа, с которой, как увидим ниже, говорились «нарочитые» проповеди. Клиросы, кафедра и иконостас богато вызолочены. Двери в левой стене алтаря ведут в монастырскую ризницу и библиотеку, которые ничем не замечательны.

Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм — это его необыкновенная мрачность, отсутствие полного дневного света, зависящие от того, что этот низкий храм почти с трех сторон окружается высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Весь этот храм поддерживается четырьмя каменными столбами. В этом храме обращают на себя внимание надписи на внутренней и внешней стороне, почти целиком сохранившиеся до нашего времени. Надписи эти сделаны на разных языках и относятся к разным лицам и событиям этой обители. Тут встречаются имена Симеона Полоцкого, Палладия Роговского, Иоанникия Лихуда и других. Между прочим, сохранился камень с надписью о построении этого храма при царе Алексее Михайловиче. Надпись не совсем разборчива и покрыта вековым слоем пыли и извести. Она находится за правым клиросом, на стене, почти у самого пола.

Заиконоспасский монастырь, не имея особенных достопамятностей, замечателен, однако ж, тем, что в нем существовала сто тридцать лет Славяно-греко-латинская академия, давшая многих замечательных лиц, приобретших в науке и государственной деятельности известность.

История возникновения этой академии следующая.

Иерусалимский иеромонах Тимофей, один из первых строителей Заиконоспасского монастыря, представил царю Феодору Алексеевичу о необходимости учебного заведения в Москве. «Царь, услыша сие, умилился и, взяв совет от патриарха Иоакима, дозволил Тимофею насадити и умножити учение».

По другим известиям, более достоверным, дело было совсем иначе.

В числе первых строителей монастыря, с незначительными промежутками, были Арсений Грек, архимандрит Дионисий и Симеон Полоцкий.

Адам Олсарий, бывший в Москве в 1634 году, свидетельствует, что при патриархе Филарете учреждена была в Москве греко-латинская школа.

«Несколько лет тому назад,— пишет он,— в Москве, с согласия патриарха, учреждена общенародная школа, в которой, под надзором грека Арсения, учат по-гречески и по-латыни».

И когда позднее, именно в 1655 году, этот известный учитель и исправитель церковно-богослужебных книг поселился в Заиконос пасс ком монастыре и был его начальником, то неудивительно, что Заиконоспасский монастырь «издавна», с самого начала возобновления, носил уже название «учительного».

Яндекс.Метрика