Петровский дворец

Опубликовано мая 29, 2016 в Дворцы Земляного города

Петровский дворец

Петровский дворец. На месте дворца до императрицы Екатерины II не было ничего: это было пустое место, принадлежавшее московскому Высокопетровскому монастырю.

Во время пребывания своего в Москве в 1775 году императрица Екатерина II повелела в память побед российских войск над оттоманами заложить подъездной дворец за Тверской заставой. В следующем году было приступлено к постройке дворца, которая продолжалась довольно долго. В первый раз императрица остановилась в Петровском дворце (названном так по местности) в 1787 году. Есть предание, что государыня во время своего первого пребывания во дворце отослала все назначенные для нее караулы солдат, сказав, что она хочет остаться во дворце под охраной своего народа. И после того, как передает предание, толпы народа стали тесниться около дворца, остерегая друг друга, говоря: «Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки».

Возле дворца уже в первое время по построении стояли загородные дома: графа Апраксина, князя Волконского, Голицына и других, а также в лежащей около большой вековой роще ютилось несколько загородных трактиров и ресторанов; один из таких, под названием «Русская гастрономия», долго славился своими гастрономическими обедами; его содержал француз повар. Но собственно Петровский парк обстроился только в тридцатых годах нынешнего столетия.

Самый парк разбит в 1834 году по проекту садовника Финтельмана. Тогда же вся местность от Тверской заставы до Петровского дворца была разделена на участки и отдана желающим здесь строиться. Самое большое пространство земли взял тогдашний начальник Комиссии для построений А. А. Башилов. Он выстроил здесь вокзал, где давались праздники с цыганами, фейерверками и т. п. В его же время был построен и Петровский летний театр. Улица Башиловка получила название от имени этого землевладельца.

Петровский дворец построен по проекту знаменитого архитектора конца прошлого столетия Матвея Федоровича Казакова из красного кирпича с украшениями, в готическом вкусе; он обнесен со всех сторон зданиями, между которыми находятся ограды и башни. С лицевой стороны, выходящей на Ходынское поле, выстроены полуциркульные корпуса с принадлежностями и при одном из них гауптвахта. Главный корпус соединен с боковыми сообщениями и проездами; посредине главного корпуса красивые каменные терассы, составляющие вместе с тем и его подъезды, украшенные колоннами кувшинообразной формы с арками в русском вкусе; на них и на трибуне прекрасная лепная орнаментация— рококо с окнами в готическом стиле.

На своде трибуна платформа и флагшток, выбрасываемый в присутствии во дворце государя императора, оттуда превосходный вид на окрестности. Темно-красный цвет фасада дворца с белыми украшениями, при оригинальности и разнообразия выступов и башен, представляет красивый вид и приятное сочетание с зеленью окружающего парка. Двухэтажное здание дворца с антресолями по углам разделяется на четыре равных помещения: бельэтаж для высочайших особ, остальные помещения для свиты и прислуги. Каждое отделение бельэтажа состоит из гостиной, кабинета, опочивальни и помещения для прислуги.

Центр этих помещений составляет большой общий круглый зал, освещаемый сверху окнами трибуна. Лучшие помещения составляют гостиная и круглый зал в стиле Людовика XVI. Сферический свод зала превосходно расписан под лепную работу художником Артари, а зал в 1874 году реставрирован архитектором Шохиным. Мебель каждого зала того же вкуса, как и соответствующий зал: белый зал с белой позолоченной мебелью и т. д. В кабинете государя императора находится дорогая ковровая картина-гобелен, представляющая избрание на царство Михаила Феодоровича.

Яндекс.Метрика