Пожар в Гостином дворе при царе Михаиле Феодоровиче

Опубликовано сентября 6, 2014 в Замечательные здания Китай-города

Пожар в Гостином дворе при царе Михаиле Феодоровиче

В сильный пожар 1626 года, при царе Михаиле Феодоровиче, Гостиный двор, вероятно, сгорел, потому что в том же году быстро был выстроен новый, тоже каменный, Гостиный двор, по государеву указу, окольничим князем Григорием Константиновичем Волконским и дьяком Волковым. При царе Алексее Михайловиче двор этот был перестроен и возведено новое здание двора трудами тяглеца Больших Лужников Панкратия Яцкого, который получил за это от царя жалованную грамоту. Таким образом Гостиный двор разделился на Старый и Новый.

Над воротами Старого Гостиного двора, против церкви великомученицы Варвары, была надпись:

«Божисю милостию, повелением благочестивого и христолюбивого великого государя Михаила Феодоровича и сына его христолюбивого царевича, лета 6641 г.».

Над воротами Нового двора была другая надпись: «Божиею милостию повелением благоверного и христолюбивого великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всея великие и малые России самодержца и иных многих государств и земель восточных и западных, и северных отчича и дедича, и наследника и обладателя, сделали сей Гостиный двор в 25-тое лето благочестивые державы царствия его». Год постройки поставлен 1664-й, началась же постройка в 1661 году.

Некоторое время спустя Гостиный двор разделили на четыре двора: Старый, Новый, Соляной и Рыбный. В первых двух были ряды с лавками и амбарами, в последних — лавки, шалаши и шалашные места. Из рядов первыми были: Панской, Стекловый, Астраханский и Хрустальный. Когда увеличились торговые обороты, то ряды Рыбный и Икорный, бывшие в Старом Гостином дворе и состоявшие из шалашей и амбаров, переведены на Соляной рыбный двор.

Само собою разумеется, что название Гостиного двора произошло от слова «гость», означавшего купца, который вел оптовую и иностранную торговлю. Гости известны едва ли не с самого основания Русского государства. В сравнении с прочими купцами они пользовались многими преимуществами, которыми их жаловали государи особыми грамотами. В гости жаловались за различные услуги, оказанные государству, или за распространение торговли. Гости торговали внутри России, а также и за границею. Они езжали в Персию и по торговым делам проникали даже в Индию.

Все торговые и промышленные люди на Руси до Петра Первого разделялись на разряды. Первыми из них были гости и гостиные и суконные сотни торговых людей и затем черные сотни. Эти разряды пополнялись переводом из низшего разряда в высший, также переводом зажиточных посадских людей из городов и, по челобитью гостей и Гостиной сотни торговых людей, сотни их пополнялись из московских черных сотен, из слобод и из городов лучшими людьми. Посадскими людьми подразумевались в городах все торговые, ремесленные и промышленные люди, имевшие в городе свои тягловые, т. е. обложенные податью, дворы. Число московских черных сотен при царе Михаиле Фсодоровиче простиралось до десяти. Кроме сотен были еще полусотни, как, например, такие: Мясичная; название последней указывает на ее занятие. Также название сотен давалось по местности, где они жили в частях города, например: Дмитровская, Сретенская, Покровская, а некоторые носили названия тех городов, откуда оне первоначально переведены, например: Новгородская, Устюжская.

Обязанности черных сотен лежали в поддержании городского благоустройства, как-то: мощение улиц, держание разного рода лиц, которым отводились квартиры; они давали на Земский двор целовальников, которые имели совсем другое назначение, чем впоследствии. Эти выборные присягали, «целовали» крест, что не утаят ничего (они первые собирали дань) и доставят своему государю. Что такое гость, мы уже объяснили выше. Бывали примеры, что гости были возводимы в сан думных дьяков. Гости были призываемы нередко на совет, и они подавали разные финансовые проекты. Случалось, что и иноземцы были возводимы в сан гостей.

В Москве торговали и некоторые служилые люди; так, например, «стрельцы, которые набирались из людей гулящих, от отцов дети, от братьев братья, от дядей племянники, подсоседники и захребетники, нетяглые, непашные и некрепостные люди, которые были собою бодры и молоды, и резвы, те имели право торговать и промышлять своим рукодельем и покупали не в скуп, что носящее не от велика», от полтины или от рубля бестаможно и беспошлинно; а которые из них торговали на сумму более рубля или в лавках сидели, те платили в казну полавочные и всякие пошлины, как и торговые люди. Суконной сотни купцы торговали сукнами и другими шерстяными материями. Все эти сотни, взяв от правительства проезжую грамоту, ездили в заграничные земли.

Яндекс.Метрика