Синодальная типография

Опубликовано августа 20, 2014 в Замечательные здания Китай-города

Синодальная типография

Синодальная типография. В древности дом этот, находящийся на Никольской улице, был известен под именем Печатного двора. Он построен в 1553 году по повелению царя Иоанна Васильевича IV.

В первое время это большое каменное здание было о двух житъях, или этажах, с подклетами, или погребами. Оконницы в нем были слюдяные, кровли и другие пристройки деревянные. Самый типографский двор был огорожен острым деревянным частоколом, а на Никольскую улицу выходили большие деревянные ворота с кровлею. В 1643 году по повелению царя Михаила Федоровича на Печатном дворе на пространстве в длину 39 сажен по Никольской улице были сооружены двухэтажные каменные палаты, а два года спустя была окончена постройка каменных ворот с башнею. Надворная башня имела в вышину 13 сажен. Здание этого двора красивой готической архитектуры, смешанной с арабским и итальянским вкусом.

В середине ворот над створами в большом овале лепное изображение всевидящего ока в лучах. В бельэтаже над воротами находятся вернейшие солнечные часы: их двое и помещены они по сторонам в симметрии. На середине над бельэтажем английский герб. Последний повел к предположению, что будто дом этот некогда принадлежал английским послам и что царь Алексей Михайлович, разгневанный на них за то, что они умертвили своего законного короля Карла I, отнял его от них. Но это предположение вполне опровергается следующею надписью на доме: «Божиею Милостию и повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Михаила и сына его государева царевича великого князя Алексея Михайловича всея Руссии, сделана бысть сия палата на дворе над воротами книгопечатного тиснения в лето 7155 (1647) месяца иуния в 30 день».

Эта надпись, как видим, относится только к наружному, на улицу, строению, а не к тому, которое находится внутри двора. Последнее, как сказано выше, построено при Иоанне Васильевиче IV. Надо полагать, что фигуры коня и единорога, считаемые за герб Англии, есть не что иное, как герб самого царя Иоанна Васильевича, который употреблял фигуры этих животных на своей печати.

Здесь совершенно уместно рассказать, как началось у нас книгопечатание.

Яндекс.Метрика