Спасские ворота (бывшие Фроловские)

Опубликовано декабря 19, 2016 в Историческая мозаика

Спасские ворота (бывшие Фроловские)

Шляпы кто, гордец, не снимет

У Святых в Кремле ворот?

Ф. Глинка

Одним из самых благоговейных предметов уважения почитаются в Москве Спасские ворота, ведущие в Кремль от Лобного места. И действительно, немного найдется мест не только в Москве, но и в России, которые были бы столько веков таких событий свидетелями.

Спасские ворота построены в самом сердце Москвы, одною стороной к Лобному месту и Красной площади, другою—в Кремль, где началась и развилась сила и слава России. Тут проезжали и проходили наши цари, выступая против врагов или идя навстречу святыне. Тут проходили и защитники отечества с первых времен основания Кремля до времен позднейших. Тут въезжают наши цари для священных коронаций. Тут, вообще, совершилось столько славного и дивного, что невольно удивляешься этой святыне и благоговеешь перед ней.

Но тут бывало немало и того, перед чем содрогается сердце русского человека. Она видела буйные празднества Димитрия Самозванца, когда он выезжал веселиться со своими ляхами! Она видела кровавые казни на Красной площади при Иоанне Грозном и там же возведенного под секиру палача Василия Шуйского! Тут езжал и Наполеон, завоеватель Европы, и все исторические лица, окружавшие его. События бедственных годин и счастливые, радостные явления — все это напоминают нам Спасские ворота, которыми проходила, так сказать, вся русская история. Кто без благоговейного чувства смотрит на эти ворота, на эту башню, красноречивую свидетельницу многих веков жизни России, тот не знает нашей истории.

Ворота эти, как уже известно, именовались прежде Фроловскими по церкви Флора и Лавра, бывшей подле них, где также находилось много других церквей и зданий, совершенно заслонявших вход в Кремль. Нет сомнения, что первоначально ворота были построены вместе с кремлевскою стеною, два раза деревянною, потом каменною. Несомненно также, что ворота эти долгое время оставались в первоначальном виде, так как о постройке или перестройке их до великого князя Иоанна III Васильевича, когда выводились новые стены и башни, вовсе не упоминается. Известно только, что Иоанн III приказал очистить место близ этих ворот на пространстве ста девяти сажен от стены, причем на Красной площади были разобраны заслоняющие вход в Кремль церкви и здания 1. Повеление это весьма не понравилось современникам. В особенности было недовольно им духовенство.

Так, архиепископ новгородский Геннадий в письме к митрополиту Зосиме писал:

«Ныне беда ся стала земская... церкви извечные выношены из города вон, да и монастыри с места переставлены... и кости мертвых выношены на Дорогомилово, и кости выносили, а телеса ведь тут то осталися в персть разошлися, да на тех местах ныне сад посажен... от Бога грех, а от людей сором.

Здесь приехал жидовин новокрещенной, Даниилом зовут, да мне сказывал за столом во все люди:

«Князь де Великой «так говорили Даниилу жиды в Киеве) на Москве церкви из города в селы метал вон... А что дворы отодвинуты от города ино то и в лепоту; а церкви бы стояли вокруг города: еще бы честь граду большая была».

На подобные жалобы Иоанн III не обращал внимания и продолжал улучшать Кремль, придавая ему могучую крепость и силу.

Впервые Фроловские ворота обратили на себя особенное внимание в 1521 году, сделавшись предметом благоговейного почитания в народе. Это было во время нашествия на Москву Махмет-Гирея.

Яндекс.Метрика