Спасские ворота времен Петра Великого

Опубликовано декабря 19, 2016 в Историческая мозаика

Спасские ворота времен Петра Великого

В нынешнем своем виде Спасские ворота остаются со времен Петра Великого, который выписал для них из Голландии боевые часы и велел поставить их в башне над воротами. Башня эта была переделываема несколько раз, но всегда оставляли ей первобытный ее характер.

При Петре Великом башня была измерена. По «Описной книге» 1701 года, в ней оказалось вышины 29 ½ сажени, а именно от земли до перил 13 ½, от перил до шатра 10 сажен, от шатра до орла 5 5/8 сажени, длины 6 3/5 сажени, ширины 6 2/3 сажени. Кроме железных ворот, или затворов, существовала еще железная решетка, которая опускалась сверху.

Она могла заградить вход и тогда, когда бы неприятель прорвался в ворота, так как своею тяжестью она перерезала бы толпу и разделила ее: оставшиеся внутри сделались бы жертвою защитников, а еще не вошедшие туда не скоро могли бы пробиться. Теперь этой решетки уже не существует, а железные ворота заменены массивными дубовыми. Большой образ Спасителя, как уже сказано, находится над воротами, с наружной стороны их. Под ним сохраняется надпись, сделанная при Иоанне Васильевиче III на латинском языке.

Вот ее содержание в переводе на русский язык: «Иоанн Васильевич Божиею милостию великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всеа России государь в лето тридцатое государствования своего велел построить сию башню,
а строил ее Петр Антоний Соларий Медиоланский в лето воплощения Господня 1491».

С правой и с левой стороны от Спасских ворот к Красной площади приделаны часовни, где находятся иконы Спасителя и Смоленской Богоматери.

В Спасские ворота искони бывали все торжественные и церковные ходы. В XVI и XVII столетиях из двенадцати крестных ходов в году девять проходили Спасскими воротами. Ныне из тринадцати крестных ходов восемь проходят Спасскими воротами. Здесь же в минувшие столетия совершался ход патриарха в день Вербного воскресения в Покровский собор, причем царь или близкий к царю родственник вел патриархова осла.

В этот день у патриарха бывал парадный стол. Здесь же цари, митрополиты со всем собором, с боярами и со всеми знатнейшими людьми встречали в разное время святые иконы, как-то: Владимирской Богоматери— из Владимира, Всемилостивого Спаса — из Новгорода, Благовещения Пресвятой Богородицы — из Устюга, св. Николая Великорецкого — из Вятки, Животворящего Креста Господня — из Курска, куда он отпущен был из Москвы по причине происшедших там болезней, и другие иконы и святые мощи.
Выше сказано, что снимать шапки у Спасских ворот повелено указом Алексея Михайловича. Оставляя силу этого указа, нельзя не заметить и того, что обычай этот, скорее всего, существовал и ранее, так как Спасские ворота, будучи еще Фроловскими, почитались народом самыми священными из всех других в Кремле.

В этом, скорее всего, и кроется причина происхождения обычая снимать шапки, проходя Спасскими воротами. Народ, имеющий свои предания, свою любовь и благоговение к великим и святым предметам, мог ли не благоговеть пред этим священным памятником Кремля, когда, вообще, эти памятники глубоко чтили и наши все венценосцы? Поэтому обычай снимать шапки, проходя Спасскими воротами, теряется в глубокой древности. Царь Алексей Михайлович только узаконил указом обычай народный.

Впрочем, по этому поводу есть и некоторые сказания. Одни полагали, что обычай этот установлен в память избавления Кремля, а вместе с ним и Москвы от татар в 1591 году, другие — в память прекращения голода и моровой язвы в 1601 году, третьи, наконец,— что из Спасских ворот был виден царский дворец.

В одном из путеводителей по Москве, изданном в 1792 году, между прочим, сказано:

«Входящим через Спасские ворота в Кремль людям снимать шапки в обычай вошло из почтения к Великим Государям, когда Цари живали в Кремле, который тогда почитался дворцом царским; поелику сии ворота из дворца видимы были, как и до днесь в господских домах то наблюдается их холопами».

Как бы там ни было, но Спасские ворота останутся для русского человека священными, несомненно, на многие века, доколе будет стоять земля Русская, православная!

В 1812 году, когда Наполеон хотел взорвать на воздух Кремль, был сделан подкоп и под Спасскими воротами. Но еще огонь не дошел по фитилю к подкопу, как пролился сильнейший дождь, который и погасил фитиль.

Так сохранилась эта достопамятность от разрушения ее иноплеменниками!

Яндекс.Метрика