Стенопись Архангельского собора

Опубликовано декабря 23, 2016 в Соборы в кремле

Стенопись Архангельского собора

Вся стенопись собора произведена была еще в XVI веке под наблюдением зодчего Алевиза, но в ней мало уже осталось следов древности; с того времени она была подновляема, хотя и с сохранением старого стиля, пять раз: в 1547 году, после большого московского пожара, от которого собор много пострадал, в 1680—1681 годах живописцем Дорофеем Ермолаевым, в 1772 году, при Екатерине II, под наблюдением епископа Самуила, в 1826 году по вынесении тела императора Александра, пребывавшего здесь несколько дней на пути из Таганрога в Петербург, и, наконец, в 1893 гаду.

Следовательно, нельзя и ожидать, чтобы изображения князей на столпах и на стенах, нарисованные иконным письмом, имели сходство с натурою, тем более что живопись тогда в Росии еще не существовала. Исключения составляют портреты, находящиеся при гробницах великого князя Василия III, царей Федора Иоанновича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Портреты писаны на деревянных досках и, по-видимому, весьма сходны. Они составляют неоценимую редкость и художественное сокровище.

Из них два —царей Михаила и Алексея,— подвергавшиеся порче от сырости, весьма удачно реставрированы в сороковых годах; прочие же остались в первобытном своем виде и представляют замечательные памятники искусства в России в XVII веке, когда прежнее иконное письмо начало переходить к истинной портретной живописи. В алтаре висит еще поясной портрет св. Димитрия, митрополита Ростовского, писанный на холсте с натуры.

Архангельский собор при самом начале своего существования уже предназначен был быть усыпальницею московских князей, великих и удельных. Останки их от Калиты до отца Иоанна III перенесены были сюда при освящении храма, а от Иоанна III до царя Иоанна Алексеевича государи наши уже похоронялись здесь. Ряды могил их замыкает гробница императора Петра II: после него никто уже погребаем здесь не был. Гробницы царские и великокняжеские находятся крутом всего собора, у стен и между столбами, под сводами. В своих духовных завещаниях великие князья завещали обыкновенно преемникам и наследникам, чтобы «память родителей не переставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».

Поэтому над гробами их совершались третины, девятины и сорочины. Над гробом, закрытым каменною плитою, устраивалась каменная надгробница, на которой ставились выносная икона, свеча и панихидное блюдо с кануном. На гробницы полагаются вседневные покровы, а в дни поминовения драгоценные. Всех гробниц 53. Над ними размещены образа и «родимые иконы» погребенных, написанные в меру их роста при рождении и украшенные золотыми и серебряными ризами.

Яндекс.Метрика