Троицкий пожар 1737 года

Опубликовано мая 28, 2014 в Обзор Китай-города

Троицкий пожар 1737 года

В Троицкий пожар 1737 года, охвативший почти всю Москву, сделалось жертвою пламени не только это здание, но и смежные с ним Приворотная палата, Казанская австерия, палата Главной московской аптеки, Монетный двор и даже самый Воскресенский мост через Неглинную со всеми мелочными лавочками и харчевнями. Монетный двор, или пробирная лаборатория Монетного двора, помещалась в палатах верхнего шпица ворот при императрице Анне Иоанновне.

При возобновлении ворот после пожара хотя и сделаны в их фасаде некоторые изменения, но главная их форма, данная постройке в царствование Федора Алексеевича, сохранена почти вполне. Не были поставлены только иконы.

Часовня для св. иконы Иверской Божией Матери была устроена впервые в 1669 году, куда икона и поставлена в том же году 19 мая. При перестройке ворот в 1680 году для часовни сделана была на внешней стороне ворот печура в стене меж двух проездов и к ней пристроена деревянная храмина с чуланом. Эту часовню приписали к Николо-Перервинскому монастырю.

Хотя синодальним указом 1722 года и уничтожены были почти все часовни в Москве, но Воскресенская часовня по особенному благоговению народа к чудотворной иконе Иверской Божией Матери осталась неприкосновенной. В делах Коллегии экономии 1742 года часовня так описывается: «При Курятных воротах часовня в стене, убранная столярной работой; при ней деревянный чулан». В царствование императрицы Екатерины II в 1791 году часовня перестроена, а при императоре Александре I благолепно украшена. Часовня в этом виде существует и по настоящее время.

Главнейшую достопамятность и бесценное украшение Воскресенских ворот составляет, несомненно, св. чудотворная икона Иверской Божией Матери.

История этой иконы следующая. В Москву она привезена 13 октября 1648 года благодаря стараниям Никона, который был еще тогда архимандритом Новоспасского монастыря. Св. икона была встречена у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем со всем семейством, патриархом московским Иосифом с духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа. Ее поставили сначала в монастырь Николы Старого, на Никольской улице, потом в Успенском соборе, откуда 15 мая 1654 года, как видно из дворцовых записок, благочестивый царь Алексей Михайлович дал икону в напутствие своему воинству, шедшему против польского короля. Потом царь повелел перенести св. икону к Неглинным воротам Китай-города, где, как уже сказано выше, была построена для этой цели часовня.

Св. икона эта есть точный снимок с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, находящейся на Афонской горе. Чтобы сделать этот снимок, Никон послал на Афон архимандрита Пахомия. Снимок был сделан. Препровождая его из Цареграда в Москву, от партиарха Парфения, иверские старцы прислали при этом письмо, в котором описывали следующим образом, как писалась св. икона. Братия совершила великое молебное пение, длившееся с вечера и до утра, причем святили воду со св. мощами и св. водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Затем, собрав св. воду, они ею же обливали новую доску, сделанную из кипарисного дерева, и, снова собрав св. воду, служили литургию, после чего дали ее иконописцу священнику Иамвлиху Романову, который смешал ее с красками, заготовленными для написания иконы. Во все время писания св. иконы Романов принимал пищу только в субботу и воскресенье, а братия служила по два раза в неделю всенощные и литургии. «И та икона не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом — одним словом, новая, аки старая».

Яндекс.Метрика