Тройственность в устройстве храма

Опубликовано февраля 4, 2015 в Храм Христа Спасителя

Тройственность в устройстве храма

Так как человек состоит, главным образом, из трех начал — тела, души и духа, то эту тройственность предполагалось выразить и в устройстве нового храма. Подобно тому и в жизни Спасителя художник выбрал три главных момента: Воплощение, Преображение и Воскресение.

И эти три момента пытался выразить тремя храмами, имеющими между собой неразрывную связь и составляющими одно целое. Место для храма Витберг указал первоначально в Кремле между Москворецкой башней и Тайницки-ми воротами, но потом изменил свое намерение и избрал для постройки Воробьевы горы. На горе он предполагал устроить нижний храм: храм Воплощения, имеющий форму параллелограмма, освещенный лишь с одной стороны и оканчивающийся мрачными катакомбами.

Здесь предполагалось похоронить тела погибших и павших в 1812 году. Нижний храм соединялся со вторым храмом — храмом Духа, который должен был находиться на поверхности горы и потому был открыт со всех сторон. Этот храм имел очертание креста; внутри царил полусвет, мистически изображая собою, по объяснению самого Витберга, нашу жизнь: смешение света и тьмы, добра и зла. Из второго храма внутренняя лестница вела в третий храм — храм Духовный, круглый по форме, освещенный множеством окон и потому светлый и радостный.

Главная лестница в 50 сажен ширины шла через пять огромных уступов, украшенных фигурами христианских добродетелей, по нижнему храму, от которого лестница делилась надвое и вела к среднему храму. Согласно условиям местности, к нижнему храму примыкала длинная, до 300 сажен, колоннада, составлявшая как бы бок горы и на стенах которой предполагалось изобразить все замечательные события Отечественной войны 1812 года. На вершине колоннады предположено было воздвигнуть два обелиска в 50 сажен высоты каждый. Все колоссальное сооружение завершалось пятью главами, причем главный купол имел 25 сажен в диаметре. Вообще, размеры храма должны были поражать своею громадностию: так, высота храма предполагалась в 110 сажен, считая от подошвы горы; от вершины же горы до креста 80 сажен. И если бы проект был выполнен, то воздвиглось бы огромнейшее в мире здание, превышающее более чем на 40 сажен величайшую из египетских пирамид.

12 октября 1817 года, через пять лет после того, как французы оставили Москву и пошли по Калужской дороге, совершилась торжественная закладка величественного храма на Воробьевых горах в присутствии императора Александра Павловича. Закладка была совершена весьма торжественно, причем архиепископ Августин произнес замечательную речь, начинавшуюся:

«Где мы? Что мы видим? Что мы делаем?»

Тотчас же после закладки Витбергом начаты были громадные постройки храма, но работы эти были неудачны и медленны, и проект Витберга скоро был отнесен к числу несбыточных и невыполнимых. Повелением государя от 16 апреля 1827 года была закрыта назначенная для постройки комиссия и учрежден так называемый Искусственный комитет для поверки действий и изыскания способов и средств для окончания храма.

Комитет этот, составленный из опытных архитекторов, отнесся недоверчиво к проекту Витберга и дал заключение, что на избранном месте строить такое огромное здание нельзя, так как фундамент по необходимости должен касаться песчаного слоя, под которым целая система родников, и что подобная почва не выдержит тяжести и должна будет постепенно оседать. Такое авторитетное мнение комитета нанесло решительный удар проекту Витберга, и был утвержден проект профессора К. А. Тона.

Место постройки храма было избрано самим государем в недалеком расстоянии от Кремля, на берегу Москвы-реки, где, как уже сказано, находился до того времени Алексеевский женский монастырь.

Яндекс.Метрика