Вознесенский девичий монастырь

Опубликовано декабря 20, 2016 в Кремлевские монастыри

Вознесенский девичий монастырь

Вознесенский девичий монастырь. Вознесенский девичий монастырь находится у Спасских ворот, внутри Кремля, по правую их сторону. Монастырь этот состоит в первом классе и назывался прежде Стародевичьим.

Летописные известия относительно основания этого монастыря очень кратки и довольно неопределенны. В них мы не находим ни означения времени, когда именно положено было основание Вознесенскому монастырю, ни подробностей об его устройстве. Только под 1407 годом мы читаем в летописях, что великая княгиня Евдокия заложила в Москве каменную церковь Вознесения. Затем в кратком сказании о жизни Евдокии, супруги великого князя Димитрия Иоанновича Донского, помещенном в Степенной книге, говорится, что Евдокия «в царствующем граде Москве постави церковь каменную Вознесения и монастырь честен возгради, иже ныне есть девический общежительный монастырь».

Вот почти все прямые указания летописей об основании Евдокиею Вознесенского монастыря.

Эта краткость и кажущаяся неопределенность летописных показаний подала повод предполагать существование Вознесенского монастыря еще прежде смерти Димитрия Иоанновича и приписывать Евдокии не основание, а только возобновление обители, существовавшей прежде. При таком предположении приведенное выражение Степенной книги «монастырь честен возгради» принимается в смысле возобновления монастыря после пожара при нашествии Тохтамыша, об несения его оградой и проч.

Но если прямые известия летописей об основании Евдокиею Вознесенского монастыря не совсем определенны, зато взамен их мы имеем другие места из летописей, хотя и не прямо указывающие на то, но тем не менее не оставляющие никакого сомнения, что Евдокия была не возобновительницею только Вознесенского монастыря, а его первоначальной основательницею и что он не просто обновлен ею после пожара, а вновь устроен, основан, заложен. Так, в том же сказании о жизни Евдокии при описании шествия ее в монастырь для пострижения мы читаем, что она «пойде из своего царского дому в монастырь, его же сама создала, во имя Христова Вознесения». При описании ее погребения опять говорится, что она положена была «в церкви Вознесения, в своем монастыре». Самая, наконец, глава сказания о житии Евдокии, где так кратко и неопределенно упоминается об основании ею Вознесенского монастыря, имеет следующее заглавие: «О поставлении церквей и начал Вознесенского монастыря». Ясно, что летописец иод словом «возгради» разумел основание, начало Вознесенского монастыря, а не возобновление его. Далее, в летописях при описании преставления Евдокии читаем:

«Того же лета июля в 7 день пресгавися великая княгиня Евдокия и положена бысть в монастыре у Вознесения, иже сама заложила». В прологе в житии Евдокии говорится, что она «прсчестную иноческую обитель воздвиже во имя Боголепного Вознесения».

При таких ясных указаниях источников вышеприведенное выражение Степенной книги «монастырь честен возгради» мы имеем полное право понимать и объяснять не в смысле возобновления, а в полном смысле основания и устроения новой обители, которой прежде, до Евдокии, не существовало.

Яндекс.Метрика