Заиконоспасский монастырь

Опубликовано июня 26, 2014 в Монастыри в Китай-городе

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в 1600 году и назывался сначала Старый Спас на Песках; название же Заиконоспасского он получил потому, что находится за Иконным рядом, который до 1682 года существовал на Никольской улице, или, как говорилось тогда, на Никольском крестце, на том самом месте, где теперь Заиконоспасские книжные лавки.

По плану Москвы 1610 года и по описи Китай-города в Москве 1629 года, а также и по свидетельству писцовых, или строительных, книг 1626 года, Спасский монастырь за Иконным рядом имел в описываемое время две церкви: одну каменную на настоящем месте, а другую — деревянную, которая выдавалась на Никольскую улицу и которую предположено было тогда сдвинуть с улицы на монастырь. С 1629-го по 1661 год о монастыре ничего не известно, кроме имен пяти игуменов, управлявших обителью. Но в 1661 году июня в 14-й день уже архимандрит монастыря Дионисий с братиею «били челом великому государю о убогих дому о пустом, что за Сретенскими вороты, чтоб отдать им на пропитание, вместо взятой у них земли, что взято у них после пожару к земскому приказу, и на той их челобитной подписано: велено тем убогим домом владеть им».

В это же время по обещанию боярина князя Феодора Феодоровича Волконского и по указу царя Алексея Михайловича основана была соборная церковь двухэтажная: в нижнем—Всемилостивого Спаса, а в верхнем — во имя Богородицы «Всех скорбящих Радость». Эта церковь окончена построением в 1661 году ноября месяца в 20-й день. О каких-либо других строениях в монастыре, современных вышеупомянутому году, летопись умалчивает, как умалчивает и о том, когда именно случился тот пожар, о котором упоминает в своей челобитной архимандрит Дионисий. Очевидно, что этот пожар произошел незадолго перед 1661 годом и что в монастыре все устраивалось не вдруг, а постепенно.

В описываемое время до половины XVIII столетия Заиконоспасский монастырь занимал большее пространство земли, чем теперь. С одной стороны он граничил с Николаевским греческим монастырем, с другой стороны ограничивался каменною стеною Китай-города, прежде с этой стороны называвшейся Неглинною, с Воскресенскими воротами, с третьей стороны монастырь доходил до конца Никольской улицы, имея в своем владении часть местности, которая занята теперь домом Присутственных мест, наконец, с четвертой стороны монастырь граничил с Никольской улицей, на которой, со стороны монастыря, тянулся каменный ряд, называвшийся Иконным.

Эти пироги нравятся сотням тысяч людей из разных стран

Яндекс.Метрика