Закладка грандиозного храма

Опубликовано февраля 4, 2015 в Храм Христа Спасителя

Закладка грандиозного храма

10 сентября 1839 года совершилась новая торжественная закладка задуманного грандиозного храма. Общий характер архитектуры нового храма во имя Христа Спасителя напоминает собою древние русские церкви, но византийский стиль здесь несколько видоизменен в тех случаях, где того требовала красота и легкость формы. Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны портал (т. е. выступ) и образующий, таким образом, равноконечный крест.

Фасад одинаков со всех четырех сторон. Все это здание увенчано пятью главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и придает единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит на восьмигранном основании, имеет форму в поперечнике 14 сажен и обведена, как бы венцом, рядом красивых столбиков, соединенных арками, под которыми через одну пробиты окна. Все же здание освещается 16 окнами из главного купола и 36 под хорами, причем все они имеют однообразную, узкую, сверху закругленную форму; размер их до 4 сажен высоты.

Коридор освещается 8 окнами по нижнему ряду. Внутри четыре колоссальных столба поддерживают здание. От расположения этих столбов и порталов образуются двойные стены, а между ними коридор 2 сажен ширины, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры. Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора нашими известными скульпторами Рамазановым, Логановским и бароном Клодтом, которые трудились над ними с 1843 по 1863 год. Выбор же сюжетов для этих горельефов по высочайшей воле был предоставлен покойному митрополиту Филарету. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного скульптора графа Толстого. Паперти крылец очень эффектно выделяются из общего, так как они сделаны из финляндского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма.

В 1849 году окончен был колоссальный вид большого купола, а в 1858 году наружные леса были сняты окончательно, и храм мог явиться во всей своей красоте и во всей грандиозности своих размеров, так как последние действительно грандиозны. Стоимость храма простирается до 15 миллионов рублей.

Высота храма 48 ½ сажени, пространство, занимаемое им, равняется 1500 кв. саженям, и легко себе представить, какое сильное впечатление производит на зрителя внешний вид храма!

Вся внутренняя облицовка храма выполнена из двух сортов русских камней—лабрадора и шошкинского порфира и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Но замечательная мозаика, как стен, так и пола, при всех своих достоинствах не может отвлечь зрителя от других красот храма, данных ему художественным творчеством. Действительно, здесь религиозная живопись выполнена лучшими нашими художниками и среди множества прекрасных произведений встречаются образцовые. К последним можно причислить и живопись профессора Маркова в главном куполе храма, изображающую Господа Саваофа, ветхого деньми, сидящего, благословляющего; в лоне его Сын Божий, в образе младенца, а в персях Дух Святой в виде голубя. Кроме Маркова в куполе, по поясу, работал Басин, а в парусах Бруни. Что же касается образов, то их более двухсот, и в их выполнении принимали участие лучшие наши художники, между которыми встречаются такие имена, как Нефф, Шамшин, В. Е. Маковский, В. П. Верещагин, Седов, Семирадский, Тюрин и другие.

К 1882 году храм был совершенно готов, но освящение его совершено в год коронации ныне благополучно царствующего государя императора Александра Александровича, в 1883 году, 26 мая. Освящение было совершено с необычайною торжественно-стию, в присутствии государя, государыни, наследника цесаревича, других членов царствующего дома, иностранных принцев, дипломатического корпуса. Вся Москва видела это торжество из торжеств, и, несомненно, оно надолго останется в памяти москвичей и всех тех, кого осчастливила судьба видеть это торжество.

Внутри храма, в левом его углу, северном, стояли ветераны Отечественной войны; для отдыха им были приготовлены скамьи. Перед выходом из храма государь император изволил подходить к ветеранам и милостиво с ними беседовал. Их, как и следовало ожидать, было немного. Все это были удрученные годами старцы. Каждый из них был с Георгием на груди. Надо себе представить, что чувствовали они, свидетели былой русской славы, при виде русской славы наших дней.

В свое время этому дню, т. е. дню освящения в Москве храма во имя Христа Спасителя, было посвящено немало восторженных статей и стихотворений.

Один поэт закончил свою оду следующим восклицанием:

И, вспомянув былые битвы,

Народ, представ у алтаря,

Послал горячие молитвы

За Русь, за Веру, за Царя!

Яндекс.Метрика